ТЕЛЕВИК

сегодня / 20/11/17
время / 08.43
  сделать стартовой

АРИЯ, ИЛИ РАДОСТИ СТРАСТИ

Родители — это как раз те самые люди, которым точно не следовало бы иметь детей.
 
 На дворе римские 1980-е. Девятилетняя Ария (Салерно) — дочь знаменитого актера Гвидо Бернадотте (Гарко) и пианистки Ивонны Каселлы (Генсбур) — чувствует себя откровенно лишним человеком в семье. Родители проводят дни в артистических скандалах, насильственно перетягивая на свою сторону сводных сестер Арии, собственных детей от первых браков — хитрую гедонистку Лукрецию (Поччони) (папину любимицу) и послушную ласковую Донатину (Кастольди) (мамину отраду). В общем же ребенке каждый видит лишь черты осточертевшего супруга: «Что ты опять натворила! Настоящая дочь своего отца!», «Ты, наверное, хочешь стать, как твоя мать, — нимфоманкой и наркоманкой!» — вот что слышит от них Ария по десять раз на дню. Когда богемные невротики наконец разъезжаются, она и вовсе оказывается предоставлена сама себе — заводит черного кота и путешествует с ним между родительскими квартирами, а если обоими становится совсем не до нее, бродит по городу, знакомясь с уличными актерами и музыкантами. Кроме того — безответно влюбляется, проверяет на прочность детскую дружбу и изобретательно проказничает: словом, сполна испытывает все радости и горести своего нежного возраста.
 
Азия Ардженто, для которой «Пойми меня» — третья режиссерская работа, всякий раз отрицает наличие в своих фильмах автобиографических мотивов. Однако в случае с этим кино воспринять ее уверения всерьез сможет лишь совершенно непосвященный зритель. Отец Азии — великий и ужасный мастер джалло режиссер Дарио Ардженто — прожил с ее матерью, актрисой и сценаристом Дарией Николоди, те же десять лет, что провели вместе Гвидо и Ивонна. Были у Азии и сводные сестры — дочери одного и другого родителя от предыдущих браков (Анна — дочь Дарии — погибла совсем молодой в автокатастрофе), имевшие ту же разницу в возрасте, что Ария, Донатина и Лукреция. К тому же в официальных документах Азия числится именно как Ария — какой-то римский бюрократ не оценил фантазию ее родителей и заменил данное ими имя на «более подходящее».
 
 Все эти любопытные детали могли бы не иметь никакого значения для оценки работ актрисы, писательницы и режиссера Азии Ардженто, не окажись главным мотивом всего ее творчества попытка избавиться от тени собственного отца (к счастью, поныне здравствующего). Нельзя не признать, что в качестве режиссера она прошла в этом смысле большой путь, значение которого измеряется, конечно, не числом фильмов (три за полтора десятилетия), а степенью их всё большей независимости от папиной всепроникающей стилистики. В дебютной «Пупрпурной диве» она ее со страстью обыгрывала, в «Цыпочках» — талантливо обстебывала, а в «Пойми меня» уже решительно отринула: продуманный эпатаж уступил место естественной и стихийной эксцентрике. В итоге новое кино оказалось зрелищем настолько прекрасным (как с точки зрения общей композиции, так и деталей — драматургических и стилистических), что темпераментный зритель вряд ли удержится от слез. От смеха, впрочем, тоже: трогательное и смешное оказывается здесь почти неотделимо одно от другого — как во всякой по-настоящему талантливой трагикомедии.
 
«Пойми меня» — это, конечно же, история о взрослении; а также — о «болезнях роста», от которых многие, подобно родителям главной героини, не излечиваются до самой старости. Детство Арии трудно назвать обычным, однако, повествуя о нем, Ардженто вспоминает столько дивных маленьких деталей, что даже самый далекий от богемных кругов зритель непременно найдет (и точно почувствует) среди них что-то щемящее близкое и памятное. Вот Ария с лучшей подругой занимаются телефонным хулиганством, вот пробуют курить в школьном туалете, а потом клянутся друг другу в вечной верности и бегут подглядывать за чужим печальным свиданием. А вот героиня, сделав мальчишескую стрижку, бредет улице с рюкзачком и котом, объясняя ему, что никакой она не брошенный ребенок, а просто самостоятельный и свободный… Объяснять здесь ничего не нужно — как и вспоминать специально: всё, что нужно, вспомнится само. Для тех же, кому повезло родиться у людей артистического темперамента и образа жизни, эта лента становится истинными именинами сердца. Увы, не самыми веселыми, но чертовски важными и живительно яркими.
 
Ксения Друговейко
 
ПОЙМИ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ
Incompresa
Италия, Франция, 2014
Режиссер — Азия Ардженто.
В ролях: Шарлотта Генсбур, Габриель Гарко, Макс Гацце, Джулия Салерно, Джастин Пирсон, Каролина Поччони, Анна Лу Кастольди, Джанмарко Тоньяцци 
 

Архив анонсов
ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ
1+1
БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК
ЧЕРНЫЙ РЫЦАРЬ
НЕСНОСНЫЕ БОССЫ
ЭВОЛЮЦИЯ БОРНА
ПАРКЕР
SLOVE. ПРЯМО В СЕРДЦЕ
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ УЧИЛКА
все анонсы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(812) 327 7830
(812) 309 2724    Rambler's Top100    Телевик - популярный журнал о кино, театре и искусстве
Телевик
Страховой брокер SPB-Broker - страхование КАСКО, ОСАГО Санкт-Петербург